Как в КиберШколе воспитывают настоящего киберспортсмена 21.01.2021

Киберспорт – это метапредметная область деятельности, которая объединяет людей разных профессий: разработчиков игр, менеджеров, фотографов, дизайнеров, лингвистов, журналистов и, конечно, спортсменов компьютерных видеоигр. В современном обществе киберспортсмен – это уже полноценная профессия, в которой усилиями многих людей соблюдается баланс между подготовкой, нагрузкой и заработком.

В КиберШколе я работаю второй год. Здесь собрались ребята, которые интересуются профессиями будущего. Одна из них – киберспортсмен.

Одним из юных и уже компетентных игроков стал ученик КиберШколы Семен Б. (ник purp0). Первые свои команды он собирал сам, что позволило ему самостоятельно попробовать себя в роли капитана. Это дало Семену Б. информацию, с помощью которой он осознавал «природу игры», развивался как игрок. Однако через некоторое время он перерос своих тиммейтов (участников команды) и стал явно выделяться на их фоне. Его профессиональные качества вышли на первый план, поэтому ему была предложена помощь со стороны профессионального тренера, который воспитал не одно поколение компетентных игроков. Первая задача тьютора (тренера) – составить план и график тренировок, который поможет игроку влиться в новый коллектив, нацеленный на участие и победу в компьютерном спорте.

Важно при работе с будущим киберспорт­сменом учитывать психологическую компетентность: с молодыми спортсменами необходимо разговаривать, чтобы понять, насколько игрок уверен в себе. Но далеко не все спортсмены, которые верят в свои силы, выигрывают соревнования. Все индивидуально, у спортсмена есть и какое-то собственное эмоциональное состояние, в котором он будет проигрывать, а также и оптимальное состояние, в котором он сможет победить. Тренер команды обязан это понять, чтобы помочь подопечному обрести правильный настрой. Также тренер должен запомнить, что ошибки – часть обучения. Первая реакция на неудачный результат турнирной игры всегда негативная, это естественно, но неправильно! Ошибка не враг, а зачастую полезный спутник на всем пути профессионального развития. Если спортсмен юного возраста совершает оплошность, реакция должна быть конкретной, а совет – применим на практике. Нужно объяснить, что именно он должен был сделать по-другому. Если ошибка повторяется, нужно объяснить еще… 10 раз! Главное, что нас интересует, – реакция игрока. Правильная реакция поможет прогрессировать. На соревновательном уровне, лет в 18, игроки уже сами понимают, чего стоят ошибки.

Важна в подготовке киберспортсмена и коммуникативная компетентность, необходимо понять, какой стиль общения тренера подойдет больше. Так, кому-то помогает, когда вся информация подается медленно и размеренно до тренировки, а кому-то удобнее заниматься импровизацией, после которой идет анализ проделанной работы. Это, безусловно, зависит от типа нервной системы. Необходимо также учитывать те цели, которые будущий профессиональный спортсмен ставит. Традиционная ошибка: подопечный ставит перед собой высокую цель, боится ее не достигнуть, поэтому проигрывает. В следующий раз эта цель становится для него еще более значимой, он опять проигрывает и снова ставит ее перед собой… Так может продолжаться несколько раз. И это правильно!

У любого игрока есть индивидуальные способности. В таком случае худшее, что может сделать тренер, – лишить этих способностей. У кого-то отличная точность, кто-то больше ориентируется в чтении игровой ситуации или в ситуации «один в один». В данном случае необходимо грамотно преподносить и интерпретировать игровые моменты.

Командная работа – это неотъемлемая часть подготовки юного киберспортсмена. Каждый в команде хочет побеждать, поэтому часто в коллективе появляются внутренние проблемы, связанные с разным уровнем понимания тренировочного процесса. На передний план выходят разногласия, споры, недопонимание. Зачастую это связано с тем, что игроки привыкли работать на себя. Тренеру необходимо в данном случае прилагать особые усилия для формирования здоровой атмосферы. Для purp0 главное в команде – это полная отдача каждого в игре, чтобы был рост всей команды в целом. Это понимание сложилось у Семена Б. из классического спорта. Физический спорт тесно взаимодействует с компьютерным: он укрепляет веру в себя и в свои силы, самооценка существенно повышается, развивается сила воли, что способствует становлению спортсмена как более сильной личности. Также навык тренировки развивает необходимые в современном компьютерном спорте качества: целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.

Сейчас задача людей, которые занимаются поиском молодых талантов, сделать так, чтобы работа с ними стала систематизированной и способствовала развитию игроков в индустрии киберспорта. Сегодня возможность развивать и проявлять себя в компьютерном спорте появилась почти у каждого. Главное, чтобы образовательная организация не препятствовала и предоставляла эту возможность школьникам, которые увлечены данной индустрией, с целью их развития на физическом и интеллектуальном уровнях.

Максим ЗАЛИЛОВ, преподаватель киберспортивных дисциплин КиберШколы

УГ - Москва, №03 от 20 января 2021. Читать номер
Автор: УГ - Москва